«Криптоимперия Трампа»: криптовалюты будущего резерва США
В начале марта 2025 года в своем профиле на Truth Social американский президент Дональд Трамп обнародовал план по созданию национального крипторезерва из пяти активов:
Все эти криптовалюты входят в десятку крупнейших по рыночной капитализации. Согласно самому Трампу, создание криптовалютного резерва является важным шагом на пути преображения США в мировую столицу криптовалют.
Зачему правительству США нужен резерв?
По мнению некоторых экспертов, крипторезерв позволит систематизировать конфискованные в ходе судебных разбирательств цифровые активы, контролировать часть Web3-рынка и снизить волатильность криптовалют за счет государственных запасов. Кроме того, при создании резерва многие страны смогут использовать криптовалюту, изъятую у преступных лиц и организаций, в качестве законного платежного средства.
Немалую роль резерв может сыграть и в экономике США: некоторые сторонники инициативы полагают, что создание резерва поможет правительству сократить госдолг, который достиг рекордных $36 трлн во время правления Джо Байдена.
Также, по мнению сенатора-республиканца Синтии Ламис, которая в июле 2024 года выступила за создание крипторезерва и передачу 200 000 изъятых биткоинов Министерству финансов США, такой резерв поможет стране управлять своими текущими активами в BTC. Именно Ламис представила законопроект, предписывающий федеральному резерву приобрести 1 млн биткоинов в течение пяти лет.
Однако, у криптополитики Трампа нашлись и критики. Аналитики отмечают, что крипторынок является нестабильным и подвержен сильным ценовым колебаниям, что делает криптовалюты слишком рискованными в качестве альтернативного способа сбережений, особенно по сравнению с золотом.
Однако в Институте политики в отношении биткоина (Bitcoin Policy Institute) отметили, что по мере взросления биткоина и развития крипторынка волатильность актива, вероятно, снизится, что сделает его более стабильным в роли сберегательного средства.
Некоторые известные сторонники криптовалют, такие как Брайан Армстронг — гендир известной криптобиржи Coinbase — выступили против создания мультивалютного резерва США. По словам Армстронга, "вероятно, лучшим вариантом был бы просто биткоин — самая простая и понятная история в качестве преемника золота".
Почему Трамп выбрал именно эти пять криптовалют?
Если речь идет о формировании крипторезерва, то невозможно обойти стороной Bitcoin, который является первой и ключевой криптовалютой в Web3-индустрии, а, возможно, даже одним из важнейших активов во всем мире.
По некоторым данным, правительство уже владеет около 200 000 BTC, которые были изъяты у преступных лиц и организаций. Биткоин находится на первом месте по капитализации, которая по состоянию на март 2025 года составляет $1,7 трлн долларов. По этому показателю Bitcoin также входит в десятку крупнейших активов мира, превосходя такие крупные компании, как Meta, Tesla и Walmart.
Ethereum является второй по значимости криптовалютой в Web3-индустрии. Хотя изначально Трамп вовсе не упоминал криптовалюты Bitcoin и Ethereum, позднее президент США уточнил, что эти активы войдут в федеральный резерв и станут его основой.
Что касается оставшихся трех криптовалют — Solana, XRP и Cardano — которые были изначально упомянуты в заявлении Трампа, их добавление в резерв, вероятно, вызвано тесными политическими и финансовыми связями администрации Трампа с этими блокчейн-проектами.
Во-первых, Ripple Labs, Solana Foundation и Cardano Foundation поддерживали и финансировали предвыборную кампанию Трампа. Китайский аналитик и один из партнеров по исследованиям Mint Ventures Алекс Ксу считает, эти связи и повлияли на итоговое решение Трампа о включении XRP, SOL и ADA в крипторезерв.
Во-вторых, все три организации находятся под юрисдикцией США, в отличие от тех же Bitcoin и Ethereum, а значит правительство может регулировать и контролировать их деятельность.