Банки, корпорации и e-commerce: кто лидирует в криптоинтеграции
Сейчас правительства разрабатывают нормативную базу для цифровых активов, а банки внедряют стабильные монеты в свои финансовые системы. Капитализация всего крипторынка уже достигает $3,5 трлн, в то время как растет количество компаний, принимающих платежи в криптовалютах.
Банковский сектор
Именно эта область экономики сильнее всего изменилась на данный момент, поскольку многие банки и даже некоторые крупные платежные системы уже используют криптовалюту для платежей. Большой шаг для этого сделал законопроект Евросоюза Markets in Crypto-Assets (MiCA), вступивший в силу летом 2024 года.
Например, в апреле 2025 года стало известно, что одна из крупнейших в мире платежных систем Mastercard начала сотрудничать с эмитентами Circle и Paxos и интегрировала в свои финансовые системы стейблкоины, среди которых USD Coin (USDC) и Pax Dollar (USDP).
Это означает, что теперь более 150 млн ритейлеров по всему миру смогут принимать платежи в токенах USDC и USDP, а платежная система Mastercard будет автоматически конвертировать стейблкоины в фиатную валюту.
В том же месяце эмитент Circle сообщил о планах по запуску собственной международной платежной сети Payments Network (CPN), в которую войдут крупные банки и другие финансовые организации.
В мае этого же года другая платежная система, известная как Stripe, объявила о запуске нового финансового продукта под названием Stablecoin Financial Accounts, который будет поддерживать счета и платежи в стейблкоинах USDC и USDB.
Другие международные платежные системы, такие как Revolut, N26 и Wirex, еще не интегрировали криптовалютные платежи, но уже позволяют клиентам покупать цифровые активы при помощи своих сервисов.
Крупные банки, такие как Goldman Sachs и Morgan Stanley, предоставили своим, в том числе и корпоративным клиентам, доступ к финансовым инструментам на базе криптовалют, таким как ETF и фьючерсы.
Тем временем в Китае тестируется собственная цифровая валюта центрального банка (CBDC) e-CNY, которая интегрирована в сервисы Alipay и WeChat Pay.
В Евросоюзе в 2026—2027 годах ожидается запуск цифрового евро (ECB Digital Euro), который будет работать через блокчейн-инфраструктуру европейских банков.
E-commerce
Один из крупнейших техногигантов в мире — Microsoft — стал одной из первых компаний, которая еще в 2014 году начала принимать биткоин-платежи в некоторых своих магазинах. По состоянию на май 2025 года Microsoft является крупнейшей компанией в мире по рыночной капитализации, которая превышает $3,4 трлн — по этому показателю техгигант обходит NVIDIA и Apple и даже пока Bitcoin.
Известно, что многие дилеры люксовых автомобилей, таких как Lamborghini, Rolls-Royce, Bentley и Porsche, а также модные бренды Gucci и Balenciaga принимают к оплате криптовалюты.
В некоторых странах, таких как Бразилия и Венесуэла, крупные сети фастфуда тестируют криптоплатежи. Одними из первых это начали делать всемирно известные сети Subway и Starbucks, а позднее к ним присоединились McDonald's, Burger King, KFC и Papa John's. А американская сеть ресторанов Steak N Shake начала принимать к оплате биткоины с помощью платежной сети Lightning Network (LN).
"Корпоративные" криптовалюты
Некоторые компании из традиционного сектора не просто нацелены на использование цифровых активов, но и всерьез планируют выпустить собственную криптовалюту.
Ходят слухи, что Amazon планирует выпустить собственный токен Amazon Coin, однако пока неизвестно, когда будет выпущен актив и как он будет применяться. Еще в 2013 году компания выпустила виртуальную валюту Amazon Coins, которая служит средством обмена в магазине приложений Amazon Appstore.
На официальном сайте компании сообщается, что с 20 февраля 2025 года Amazon прекратила выпуск Amazon Coins, а 20 августа этого же года средства за все неиспользованные виртуальные монеты будут возвращены пользователям. Возможно, это как-то связано с возможным запуском собственного цифрового токена.
Ранее компания уже подтвердила, что планирует добавить поддержку криптовалют, таких как Bitcoin и Ethereum, для оплаты товаров, а также запустить собственную инициативу, связанную с невзаимозаменяемыми токенами (NFT).
Еще в 2021 году на волне ажиотажа вокруг цифровых активов и NFT крупнейшая в мире торговая сеть Walmart запатентовала несколько товарных знаков, указывающих на готовность войти в индустрию криптовалют. Как сообщил CNBC в 2022 году, компания Walmart запланировала выпуск собственного цифрового актива и метавселенной.
Американский транснациональный финансовый конгломерат JPMorgan Chase выпустил собственный стейблкоин JPM Coin еще в 2019 году с целью облегчить трансграничные платежи в Межбанковской информационной сети (IIN). А уже в 2023 году ежедневный объем транзакций со стейблкоином JPM Coin достиг $1 млрд.