Zora — первая соцсеть, где каждый пост становится токеном
Что такое Zora?
Zora представляет собой социальную сеть на блокчейне, позволяющую токенизировать контент и в дальнейшем совершать с ним те же действия, что и с обычными (взаимозаменяемыми) цифровыми активами или FT-токенами.
Проект был основан еще в 2020 году, а в 2023 году был запущен первый прототип платформы Zora Network, на которой пользователи могли публиковать свой контент, превращая его в токены формата ERC-20 (этот стандарт основан на блокчейне Ethereum).
За два года с момента запуска Zora стала одним из самых востребованных проектов в криптоиндустрии: по внутренним данным на июль 2025 года, платформа насчитывала более 2 млн активных пользователей.
Платформа Zora стала настолько популярной, что по объемам выпущенных на ней токенов обошла нашумевшие лаунчпад-площадки* на базе Solana — Pump.fun и LetsBONK.fun. Всего за месяц в июле 2025 года среднее количество выпускаемых за сутки токенов на платформе Zora увеличилось более чем в 7 раз — с 6500 до 50 000. Для сравнения, за аналогичный период этот показатель у LetsBONK.fun составил около 22 000, а у Pump.fun — только ~4100.
* Лаунчпад — платформа для запуска токенов.
Как работает Zora и какие у него особенности?
Социальная платформа Zora функционирует на основе Base — сети второго уровня (L2 или Layer-2), созданной известной в криптосфере компанией Coinbase. Base был выбран командой Zora по нескольким причинам:
- Низкие издержки: в сети Base комиссии за транзакции в среднем составляют менее цента;
- Высокая скорость транзакций: все операции в L2-сети Base завершаются за считанные секунды;
- Совместимость с виртуальной машиной Ethereum (EVM), что позволяет упростить для разработчиков перенос своих децентрализованных приложений (DApps) в сеть Base;
- Поддержка крупных игроков криптоиндустрии, благодаря которой проект может привлекать множество пользователей и большую ликвидность (это подтверждается ончейн-данными: Base находится на 6-м месте по суммарной заблокированной стоимости (TVL), которая по состоянию на август 2025 года составляет $4,14 млрд).
Платформа Zora объединяет в себе функционал социальной площадки и маркетплейса для торговли цифровыми активами. После публикации пользователями весь контент (посты, изображения и так далее) превращаются в ERC-20 токены, которыми пользователи могут торговать на маркетплейсе, как и любыми другими цифровыми активами.
Проект Zora значительно выделяется на фоне традиционных социальных платформ, которые предоставляют ограниченные условия монетизации для пользователей и забирают львиную часть дохода авторов себе. Вместо этого разработчики Zora представили иную модель, позволив пользователям превращать свой контент в монетизируемый продукт. Все, что публикуют пользователи на платформе Zora, размещается на блокчейне и становится доступно для торговли.
Также разработчики проекта запустили собственную сеть второго уровня Zora Network, созданную на базе OP Stack Ethereum, на котором также основано решение Base. Сеть Zora Network была разработана с учетом необходимости масштабирования и обеспечения достаточной производительности для публикации контента в децентрализованной среде, избегая перегрузки базового блокчейна Ethereum.
Токен Zora
ZORA является токеном формата ERC-20, выпущенным на блокчейне второго уровня Base в апреле 2025 года. Первоначально было выпущено 3,2 млрд ZORA, что составляет 32% от максимального запаса (10 млрд).
Из них 1 млрд токенов ZORA был распределены между ранними участниками экосистемы в ходе бесплатной раздачи (эйрдропа). Особенностью раздачи ZORA стало то, что у проекта отсутствует дата истечения срока для сбора (клейма) токенов, на которые претендуют активные пользователи экосистемы.
ZORA представляет собой утилити-токен, используемый для вознаграждения активных участников экосистемы, но не имеет механизма управления (DAO), в отличие от большинства токенов новых Web3-проектов.
Токены ZORA наделены следующими функциями:
- Вознаграждение авторов: создатели оригинального контента получают часть комиссий с каждой торговой сделки;
- Поддержка спроса: все сделки с токенами на платформе совершаются с использованием ZORA;
- Нативная роль токена: ZORA используется для всех операций на платформе, в том числе выпуска токенов, торговли и взаимодействия с контентом;
- Программы лояльности для привлечения новых пользователей на платформу Zora;
- Обеспечение ликвидности для платформы.
ZORA не только наделена техническими функциями, но и является так называемым "культурным" токеном, обеспечивающим пользователям доступ к глобальному сообществу проекта.
Сразу после запуска токены ZORA были размещены на крупных централизованных биржах и стали доступны для широкой аудитории. Сразу после листинга на торговых площадках, когда курс токена ZORA достиг отметки на уровне $0,027, стоимость альткоина начала падать и уже к середине июня 2025 года снизилась в 3,5 раза, достигнув исторического минимума на отметке $0,0077.
Это произошло несмотря на общий позитивный фон на крипторынке и то, что главная криптовалюта Bitcoin (BTC) вновь обновила свой абсолютный максимум (ATH).
Причинами падения стоимости ZORA, по мнению экспертов, стали непрозрачность в первоначальном распределении токенов, высокая концентрация альткоина на одном крупном кошельке, а также многочисленные продажи пользователями, которые получили криптоактив в рамках эйрдропа.
Однако после достижения исторического минимума курс токена ZORA начал расти, а в июле 2025 года темпы его роста значительно ускорились на фоне резкого подорожания многих крупных альткоинов. В конце этого же месяца курс ZORA достиг ATH на уровне $0,1.
По состоянию на август 2025 года курс криптовалюты ZORA составляет $0,067, что на ~33% ниже исторического максимума. Рыночная капитализация альткоина составляет $215 млн, и по этому показателю ZORA занимает 190-е место в общем рейтинге криптовалют.
Перспективы Zora
Несмотря на очевидные преимущества, проект Zora имеет и ряд недостатков. На публикацию контента в блокчейне пользователи тратят собственные токены, а значит, несут расходы, которые не будут покрываться без продаж. Еще среди проблем Zora эксперты выделяют фрагментацию аудитории, что делает охват для авторов контента ограниченным и в итоге влияет на доход.
Как показала практика на примере других децентрализованных социальных проектов, как Lens Protocol и Farcaster, Zora пока не способен конкурировать с гигантами вроде X (Twitter), в том числе и из-за сложного пользовательского интерфейса, а также неумения многих пользователей работать с криптокошельками. Однако по метрикам видно, что подобные решения только набирают популярность и в будущем могут стать серьезной альтернативой традиционным соцсетям.