NFT и искусство: оправдан ли хайп в 2024 году?
Сейчас видны признаки восстановления рынка невзаимозаменяемых токенов NFT — эта тема вновь возвращается в повестку дня. Однако стоит ли всерьез рассчитывать на NFT?
Обстановка на рынке NFT
Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США стала мощным драйвером роста не только для "большого" криптовалютного рынка, но и для рынка невзаимозаменяемых токенов. В ноябре 2024 объем торгов NFT вырос до 172 миллионов долларов. Цифры могут выглядеть не слишком впечатляющими, но стоит помнить, что в последний раз объем торгов превысил 100 миллионов в мае. Именно эти показатели и дали основание для оптимизма большинства экспертов.
Наблюдается и восстановление сегмента цифрового искусства на рынке NFT — если в начале года он занимал лишь 7,9% рынка, то к ноябрю занял уже 22,4%.
Однако, хотя основания для оптимизма, безусловно, есть, все далеко не так просто.
Новые коллекции не пользуются популярностью
Опубликованная NFTevening и Storible статистика по NFT-коллекциям, выпущенным в 2024 году, выглядит откровенно удручающе:
- 98% новых (выпущенных в этом году) коллекций мертвы - по ним не было ни одной сделки за три месяца (сентябрь-ноябрь).
- В 64% коллекций состоялось менее 10 минтов токенов.
- 98% коллекций не смогли достичь 10 сделок на вторичном рынке за первую неделю.
- У 84% коллекций исторический максимум цены равен цене минта.
- Только 0,2% коллекций оказались прибыльными.
Ключевая проблема — усталость аудитории и перенасыщение рынка. Когда каждый месяц выходит более трех с половиной тысяч коллекций, хоть как-то привлечь внимание крайне сложно.
NFT-коллекции не работают для продвижения
С учетом вышеприведенных данных, очевидно, что художникам нет никакого смысла рассматривать выпуск NFT-коллекции в качестве средства "раскрутки" и продвижения своего бренда. Скорее всего, такая коллекция умрет, никем не замеченная.
У уже широко известных художников шансы на успех коллекции заметно выше. При этом гарантий не дает и раскрученное имя, как показала история коллекции "Super Punk World". Хотя коллекция создавалась известной художницей Nina Chanel Abney, негативная реакция аудитории вынудила создателей CryptoPunks отказаться от ее выпуска. Тем не менее, известное имя, стоящее за коллекцией, позволяет надеяться хотя бы на всплеск интереса публики к токенам на начальном этапе.
Однако фактическая невозможность использовать хайп вокруг NFT для своего продвижения не означает, что они бесполезны для художников.
Преимущества NFT для художников
Значительная часть преимуществ, которые художники могут извлечь из невзаимозаменяемых токенов, совершенно не зависит от хайпа и даже общей ситуации на рынке NFT:
- Отслеживание прав собственности. Блокчейн позволяет прозрачно и безопасно передавать права собственности при продаже произведений. Когда речь идет о токенизированных реальных предметах искусства, возникает целый ряд сложностей в связи с регулированием таких операций, но с цифровыми произведениями это работает отлично. Для многих коллекционеров и потенциальных покупателей это важно.
- Доступ к глобальному рынку. NFT позволяют продавать произведения искусства по всему миру, независимо от ограничений и государственных границ.
- Обеспечение эксклюзивности. NFT — отличный инструмент для реализации "ограниченных изданий" и цифровых произведений, существующих в единственном экземпляре. А блокчейн может обеспечить прозрачность для доказательства того, что "лишних" копий не существует.
- Обеспечение выплат роялти. Художник получает деньги не только при первоначальном минте NFT, но и при перепродаже токена на вторичном рынке — небольшая комиссия при каждой сделке взимается в пользу создателя коллекции.
Дополнительным преимуществом можно считать высокую доступность NFT для выпуска. Основная часть расходов при запуске NFT коллекции, это именно создание артов. Но если арты уже есть, то все сводится к расходам непосредственно на создание токенов и в большинстве случаев можно уложиться в несколько сотен долларов.
Впрочем, не стоит забывать о том, что невзаимозаменяемые токены могут представлять угрозу для художника. Случаи кражи цифровых произведений искусства для выпуска коллекций уже давно не единичны. Например, зафиксировано более 30 попыток украсть "под NFT" арты художника Chris Moschler — создатели коллекций пытались связать доступные в сети работы художника с токенами без его ведома.
Полезный, но ограниченный инструмент
Приведенные данные показывают, что рассматривать невзаимозаменяемые токены как "волшебную палочку", способную привести художника к успеху, однозначно не стоит. Несмотря на имеющуюся перспективу восстановления рынка в обозримом будущем, всерьез рассчитывать на серьезную прибыль будет наивно.
Однако NFT сохраняют потенциал в качестве дополнительного инструмента для уже состоявшегося художника, позволяющего оптимизировать отношения с покупателями и упростить получение дохода.
Кроме того, даже тем художникам, которые не заинтересованы в выпуске своих коллекций, будет полезно следить за рынком NFT. Ведь NFT рынок вполне может заняться художником, не спрашивая его мнения.