Криптовалюты и игровая индустрия: возможности для геймеров
Игровая индустрия является одной из самых быстрорастущих в мире: эксперты ожидают, что с 2020 по 2025 годы среднегодовой темп роста составит около 9,2%. Согласно статистике, рынок блокчейн-гейминга пока достигает только $3 млрд, но по прогнозам вырастет до $65—90 млрд к 2030 и займет около 15–20% всей глобальной индустрии игр.
Подлинное владение
Данные онлайн-игроков хранятся на централизованных серверах, получив доступ к которым, злоумышленники могут завладеть имуществом игроков. Нередко случалось так, что у пользователей похищали ценные игровые предметы. Например, в июне 2023 года у геймера украли скины CS:GO на 3 млн рублей путем взлома аккаунта Steam.
В то же время блокчейн-игры предоставляют право владения игровыми предметами с помощью невзаимозаменяемых токенов (NFT) — это уникальные цифровые активы, записанные на блокчейне. Игроки хранят свои NFT в криптокошельке, как и любые другие токены, а ключом доступа к цифровым активам владеют только они. Злоумышленники не смогут завладеть NFT, даже если взломают игровой аккаунт: для этого им потребуется заполучить приватный ключ от кошелька.
Особенность блокчейна в том, что уже сам факт наличия актива в кошельке является подтверждением владения. Владелец NFT или других токенов может распоряжаться своими активами как угодно — в этом суть децентрализации блокчейна. Платформа не может заблокировать игрока или каким-либо другим способом ограничить ему доступ к цифровым активам.
На централизованных платформах такое может случиться даже непреднамеренно. Например, один игрок потерял героя в Diablo IV из-за ошибки сервера, потратив на прохождение игры 173 часа.
Монетизация игрового опыта
Один из главных недостатков большинства видеоигр — отсутствие возможности монетизации. По мере продвижения в игре пользователи зарабатывают опыт и накапливают ценные артефакты, которые можно было бы передавать или продавать другим игрокам.
Конечно, бывают исключения. Один из ярких примеров монетизируемых игр — CS:GO, в котором игроки могут получать из кейсов редкие и ценные предметы, дорого стоящие на рынке. Кроме того, среди игроков распространен опыт продажи "прокачанных" аккаунтов. Существуют даже специальные сервисы, через которые игроки могут покупать и продавать активные игровые аккаунты. Но это все же далеко от того, какие возможности для монетизации предоставляет блокчейн.
Многие блокчейн-игры основаны на реальной экономике, а точнее токеномике. Каждый предмет или сам персонаж игрока в GameFi является уникальным активом, который обладает реальной стоимостью. Кроме того, зачастую P2E-игры и им подобные имеют систему поощрений: игроки получают награды в токенах за продвижение по сюжету, победы в состязаниях, прохождение квестов и многое другое.
От такой модели выигрывают и игроки, которые получают возможность зарабатывать на своем игровом опыте, и разработчики игр, которые могут напрямую поощрять своих пользователей вместо того, чтобы выделять огромные бюджеты на рекламу. Например, нередко проекты на начальном этапе раздают игрокам бесплатные NFT, стоимость которых потом может достигать нескольких сотен долларов. Причем владельцы NFT еще могут получать бонусы в виде эйрдропов или других наград просто за хранение своих токенов. Все это привлекает внимание к проекту, а сами разработчики могут выпускать сколько угодно токенов без дополнительных затрат: это дешевле, чем создавать и запускать рекламную кампанию.
Уменьшение рисков мошенничества
Часто игроки покупают и продают игровые предметы на OTC-рынках, где процветает мошенничество. Игроки либо вынуждены прибегать к услугам посредников для обмена игровыми активами, либо совершать сделки на доверии. При этом ни то, ни другое не дает гарантий, что игрока не обманут.
Сделки с цифровыми активами вроде NFT проходят через автономные смарт-контракты, которые не требуют доверия с той или иной стороны. Если пользователь продает NFT, то гарантированно получает взамен указанную в сделке сумму криптовалюты. Существуют десятки маркетплейсов для обмена NFT, таких как:
- OpenSea,
- Rarible,
- Magic Eden и других.
Причем блокчейн обеспечивает полную прозрачность, так как все транзакции записаны в единый реестр, который может посмотреть кто угодно. Таким образом, любой может проверить подлинность игрового предмета и не стать жертвой мошенников. При покупке стандартных игровых предметов через OTC вы не можете быть уверены, что покупаете товар у настоящего владельца. Представьте, что вы приобрели скин CS:GO, а потом выясняется, что он был украден у другого игрока, и самое главное — вы почти никак не можете проверить подлинность владельца.
Оплата без границ и лишних комиссий
В результате санкций у некоторых игроков возникли проблемы с оплатой через игровые онлайн-сервисы наподобие:
- Steam,
- Epic Game Store,
- GoG.
Фактически у пользователей просто пропала возможность покупать многие игры привычным для них способом. Криптовалюты снимают эти ограничения: с их помощью можно покупать игры и предметы из любой точки мира.
Не исключено, что в будущем появятся серьезные конкуренты Steam и GoG, которые позволят покупать игры и оплачивать в них покупки при помощи криптовалюты. Например, известный разработчик Westland Брайан Фарго представил криптоаналог Steam — онлайн-платформу для продажи игр под названием Robot Cache. С ее помощью пользователи могут покупать видеоигры за токены Iron. Платформа Robot Cache функционирует уже с 2020 года.
Отдельная проблема касается стоимости видеоигр: в каждом регионе она отличается из-за валютного курса. Как правило, платформы вроде Steam устанавливают свой курс для оплаты в местной валюте. Криптовалюты позволяют зафиксировать стоимость игр для всех пользователей. К тому же, при оплате цифровыми активами вы покупаете товар напрямую у поставщика, что позволяет снизить цены за счет отсутствия посредника — банка или платежной системы.