NFT в социальных медиа
Одно из самых громких событий крипторынка начала 2021 года стала февральская продажа NFT-картины "Первые 5000 дней" американского графического дизайнера Майка Винкельманна, который заработал с нее $69,3 млн. на аукционе Christie's.
После этого началась череда разнообразных событий, связанных с невзаимозаменяемыми токенами, на фоне растущего крипторынка "шальные деньги" залетали и в сегмент NFT сотнями тысяч долларов за каждый экземпляр токена.
Сегодня весь рынок находится в стагнации, включая NFT-сегмент, но это не мешает социальным медиа реализовывать все новые и новые проекты в этой сфере.
Кто был первым?
Twitter.
Принято считать, что первым в гонке внедрения Web3.0 технологий стал Twitter, который анонсировал систему подтверждения владения NFT в сентябре 2021 года, а уже 20 января 2022 социальная сеть сообщила о том, что пользователи с активной подпиской Twitter Blue и устройствами на базе iOS могут установить NFT в качестве фотографии профиля. Такие изображения визуально отличаются от обычных аватаров и заключаются в шестиугольную рамку.
Twitter Blue работает только в США, Канаде, Новой Зеландии и Австралии и обходится подписчикам в $2.99 ежемесячно.
Для того, чтобы установить NFT в качестве аватара, пользователю необходимо подключить к платформе свой крипто-кошелек и выбрать в NFT-галерее подходящее изображение. На данный момент к Twitter можно подключить следующие крипто-кошельки: Argent, Coinbase Wallet, Ledger Live, MetaMask, Rainbow, Trust Wallet.
Поддержка NFT при этом сильно ограничена — сегодня допустимы только статичные изображениями формата JPEG или PNG, привязанные к NFT стандартов ERC-721 и ERC-1155 на блокчейне Эфириума.
Несмотря на множество вопросов к текущей реализации, сама инициатива — стала, одним из самых ярких шагов среди социальных платформ навстречу тренду NFT.
Reddit.
Следом за объявлением эксперимента со стороны Twitter в сети появилась информация, что Reddit также начала тестировать NFT-аватары на своей платформе. У пользователей появилась возможность покупать аватары с невзаимозаменяемыми токенами и устанавливать их в качестве фотографии профиля.
При этом Reddit запустил свой собственный маркетплейс NFT, который позволяет пользователям покупать изображения профилей на основе блокчейна по фиксированной цене.
Самое интересное, что платформа решила избегать публичного названия NFT и продавать "аватарки" за фиатные деньги. В своих маркетинговых материалах они использовали название "коллекционные аватары" и "цифровые коллекционные предметы", продавались они через внутренний конструктор Reddit, а процесс создания криптокошелька Reddit Vault был сделан настолько простым, что многие пользователи понятия не имели, что создают кошелек для блокчейна Polygon или что они на самом деле покупали NFT.
Несмотря на все это, купленные "коллекционные аватары" все равно являются NFT в блокчейне Polygon и полностью совместимы с маркетплейсами вроде OpenSea.
В период тестирования соцсеть выпустит десятки тысяч NFT. Reddit хочет создать сообщество, в котором люди будут покупать, продавать, продвигать и узнавать больше о NFT, делиться своими работами и зарабатывать на них.
Но на самом деле это уже не первая попытка Reddit использовать аватары NFT. Платформа тестирует NFT в качестве изображений профиля с середины 2021 года. 24 июня 2021 Reddit выпустил ограниченную коллекцию CryptoSnoos, с маскотом площадки Snoo.
В то время три десятка художников создали для Reddit около 40 тысяч уникальных NFT-аватаров, которые продавались через мобильное приложение по цене от $9,99 до $99,99. Покупатели получали лицензионное право использовать эти картинки в качестве аватара на Reddit и за его пределами.
Аудитория Reddit составляет примерно 430 млн. пользователей по всему миру, а с начала второй волны NFT-экспансиибыло создано 2,5 млн. кошельков Reddit Vault.
Кто еще?
Meta.
Вслед за заявлениями Twitter сразу несколько других социальных медиа объявили о скорой интеграции NFT в свои сервисы в том или ином виде.
В декабре 2021 года CEO Instagram Адам Моссери заявил, что его компания активно изучает технологию NFT и планирует сделать токены "более доступными для широкой аудитории". А уже в январе 2022 года Financial Times сообщила о планах Meta интегрировать в Facebook и Instagram невзаимозаменяемые токены. Речь шла о поддержке NFT в рамках разрабатываемой метавселенной.
Youtube.
Также в дакабре 2021 директор по продуктам Youtube Нил Мохан сообщил, что сервис всерьез рассматривает идею использования блокчейна с NFT-токенами и концепцию метавселенной.
OnlyFans.
А в феврале 2022 года поддержку NFT добавил социальный сервис OnlyFans, аудитория которого по результатам 2021 года насчитывала свыше 180 млн пользователей.
VK.
Наконец, в минувший понедельник социальная сеть "ВКонтакте" также представила сервис VK NFT, позволяющий устанавливать невзаимозаменяемые токены в качестве аватара.
По заявлениям VK пользователи смогут поставить любое NFT-изображение в качестве уникального шестиугольного аватара или опубликовать его в составе собственной коллекции в профиле в отдельном разделе "витрина".
А на январь следующего года анонсировано появление NFT-коллекции со Спотти от известных цифровых художников — Жени Зубкова, Миши Либерти и Руслана Вяльцева. Также в планах VK создание собственного NFT-маркетплейса. Кроме того, соцсеть готовится к запуску нативной поддержки криптокошельков, чтобы все операции с невзаимозаменяемыми токенами можно было осуществлять не покидая соцсеть, по аналогии реализации в Reddit.
Несмотря на то, что применение функционала невзаимозаменяемых токенов (NFT) в качестве "коллекционных аватаров" не самое полезное для общества действие, популяризация среди такой громадной аудитории социальных медиа поможет более глубокому принятию криптовалют в мировом сообществе.
Сегодня рынок NFT переживает не лучшие времена: цифровые картинки, которые еще год назад коллекционеры скупали за миллионы долларов, теперь значительно теряют в цене. Хотя большинство аналитиков сходятся в том, что это обязательный этап "взросления" любого рынка.
Стремительный рост и не менее стремительное падение цен на большинство NFT показало, что дефицит на самом деле не столь важен, как ажиотаж. Любая новая технология рано или поздно проходит через стадию "финансового пузыря", после чего "схлопнувшийся" рынок самоочищается от всего лишнего.
Что примечательно, прямо сейчас корпорации начинают гонку за контроль над будущим миром, который будет неразрывно связан с новейшими технологиями. Это хорошие новости для любого криптоинвестора — рынок продолжит развиваться за счет роста аудитории, которая продолжает расти благодаря внедрению NFT в социальные медиа.
Вполне вероятно, что в будущем цифровые активы станут важной частью экономики, поэтому крупные корпорации стараются не упускать свой шанс на передел "нового мира". Но и частные инвесторы могут прикоснуться к этому успеху, если правильно выберут объекты для инвестиций. Важно концентрироваться не столько на конкретных невзаимозаменяемых токенах, сколько на токенах площадок, позволяющих обслуживать их инфраструктуру — NFT-маркетплейсы, нативные токены блокчейнов с большими NFT-сообществами и т.п.