Официальная покупка/продажа электронных денег с расчетного счета
Законодательство Российской Федерации запрещает осуществлять расчет за товары или услуги электронными деньгами между юридическими лицами. Однако, прием электронных денег от физических лиц для ИП и ООО не запрещен.
Популяризация интернет валюты среди населения и активное ее использование, вынуждает предприятия искать возможность совершать обмен валют, а также осуществлять ввод и вывод электронных денег с помощью расчетного счета.
Особенности обмена электронных денег для юридических лиц
Порядок любых манипуляций с интернет-валютой регламентируется нормативно-правовым актом ФЗ "О национальной платежной системе" от 22 июня 2011 года (последняя редакция на момент написания была принята 28 декабря 2022).
Индивидуальные предприниматели не имеют права пользоваться анонимными видами кошельков и в обязательном порядке обязаны оформлять только корпоративные кошельки и проходить идентификацию. Для того чтобы открыть такой тип счета в интернете требуется оформить договор сотрудничества с оператором электронной платежной системы.
Перечень документов для осуществления операций с электронными деньгами
В отличии от физических лиц, которые могут открыт кошелек самостоятельно и пройти минимальную идентификацию, для ввода и вывода средств предприятию потребуется предоставить пакет документов:
- Свидетельство о государственной регистрации ИП или юрлица, а также выданные лицензии и разрешения.
- Клиентский договор. Договор оформляется в двухстороннем порядке и подписывается обеими сторонами. В обычной практике чаще всего можно встретить договор оферты. Его действие регламентируется Гражданским кодексом РФ, статья 435. Предприятие выдвигает предложение (продажа, услуга), а клиент, принимая условия, акцептирует его.
- Договор с системой электронных платежей. Соглашение с оператором электронных денег заключается при создании корпоративного кошелька, оно оформляется непосредственно на ИП или ООО.
- Выписки. Выписка по расчетному счету, на который осуществляется вывод средств и который прикреплен к корпоративному кошельку.
- Акты и реестры от интернет-системы. Отчеты о поступлении средств от электронной системы могут быть как еженедельными, так и ежемесячными. Порядок формирования актов прописывается в соглашении.
- Акты на оказание услуг и накладные на товар, который был реализован.
Следует читать конкретные условия каждой платежной системы, так как список требуемых документов может различаться. К примеру, здесь представлены требования от ЮМани.
Порядок создания и эксплуатации электронного корпоративного кошелька
Чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность с помощью интернет денег, необходимо зарегистрировать электронный кошелек на ИП или ООО. В случае, если предприниматель предпочитает использовать кошелек физлица, то при проверке будет насчитаны штрафы и пени. Штраф рассчитывается из размера неуплаченного налога и может составлять от 20% до 40% общего дохода. Начисление пени происходит на каждый календарный день из расчета 1/300 ставки рефинансирования. Кроме этого, налогообложение производится по НДФЛ, что составляет 13 процентов.
Начиная с 2 мая 2014 г. об открытии нового кошелька в системе электронных платежей не требуется уведомлять контролирующие органы. Но это не распространяется на предприятия, которые осуществляли операции с электронными деньгами и до мая 2014. Для ПФР и ФСС (ООО и ИП с сотрудниками) обязательным условием остается уведомление в налоговую. В случае игнорирования предписания возможен штраф.
Весь пакет документов в обязательном порядке должны иметь оригинальный вид — с мокрыми печатями и подписями сторон. Единственное исключение — договор оферты. То есть, если между предпринимателем и оператором заключен договор оферты, то требование оригинального образца не обязательно, а вся сопутствующая документация может быть в электронном виде.
Договор оферты является самым удобным инструментом сотрудничества, поскольку допускается формирование всей отчетности в электронном виде. Если же ИП или ООО заключает бумажный договор, то вся отчетная документация должна быть в виде печатных оригиналов.
Обмен отчетной документацией — актами и реестрами лучше всего производить ежемесячно. Поскольку все организации (в том числе и на УСН 6%, а до 2021 года — на ЕНВД) обязаны вести бухгалтерский учет. Кроме этого, проверка инспектором может осуществляться не только в определенные даты, но и в любой другой момент.
Комиссия при вводе и выводе электронной валюты
Все операции с по вводу и выводу электронных денег производятся с комиссией. Стоимость услуги по обмену средств зависит от оператора, с которым заключен договор и может существенно варьироваться. Комиссию платежной системы можно (и нужно) включать при УСН 15%. В качестве подтверждающего документа будут выступать реестры платежной системы об удержании комиссии с ИП или ООО.
Сам доход, который предприниматель получает на электронный кошелек, учитывается УСН в день зачисления средств. То есть, фактической датой получения прибыли становится день, когда интернет валюта поступила на корпоративный кошелек, а не в банк на расчетный счет.
Особенности обмена электронных валют для ИП и ООО
Согласно действующему законодательству, обмен электронных валют, а также покупка и продажа средств с расчетного счета осуществляется с помощью оператора электронной валюты. Обменные пункты на основании договора оферты могут принимать средства, в размере, не превышающем 600 000 рублей.
Следует учитывать также то, что ввод и вывод электронных денег на расчетный счет регламентируется и видом системы. Так, доступная сумма в ЮМани может существенно отличаться от размера платежа в Киви. Кроме этого, вывод средств, а также зачисление денег на электронный счет наличными не допускается. Все операции производятся только с помощью банковского расчетного счета ИП или ООО.
На BestChange можно найти обменники, которые выводят на расчетный счет ИП/ООО с различных платежных систем и валют или наоборот, отправляют на него. Просто выберите подходящее платежное направление, чтобы увидеть варианты.